Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С 01.01.2020 на территории Приморского края приступил к осуществлению деятельности региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – КГУП «Приморский экологический оператор».
Согласно ч. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2019 №65/18 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГКУ «Приморский экологический оператор», осуществляющего деятельность на территории Приморского края на 2020 год».
Таким образом, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К основным чертам данного договора следует отнести то, что он является договором возмездного оказания услуг, а также публичным (для регионального оператора) договором. Вследствие публичного характера договора региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику тех ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.
Также разъясняю, что вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой, отказаться от которой нельзя.

Прокурор района младший советник юстиции Д.В. Егоров