Администрация Пограничного МР
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОГРАНИЧНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА
ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ

28.08.2020                                    п. Пограничный                                            № 52/1

Об утверждении Программы повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях Пограничного муниципального округа и плана мероприятий («дорожной карты») по повышению уровня объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников

В целях развития муниципальной системы оценки качества образования Пограничного муниципального округа, систематизации мер по повышению уровня объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников, проводимых в Пограничном муниципальном округе

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:
1.1. Программу повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях Пограничного муниципального округа (далее – Программа) согласно приложению № 1.
1.2. План мероприятий («дорожную карту») по повышению уровня объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников (далее – План) согласно приложению № 2.

2. Ответственным должностным лицом по реализации положений Программы на территории Пограничного муниципального округа, формированию и реализации муниципального плана мероприятий («дорожной карты») по повышению объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников назначить заместителя начальника отдела образования Администрации Пограничного муниципального округа О.В.Балесного.

3. Муниципальным координатором деятельности по реализации положений Программы и Плана в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа определить заведующего учебно-методическим отделом МКУ «ЦОД МОО Пограничного МО» Шичкину Н.В. (далее – Муниципальный координатор).

4. Ответственными исполнителями по реализации положений Программы и Плана в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа назначить руководителей общеобразовательных организаций.

5. Руководителям общеобразовательных организаций Пограничного муниципального округа во взаимодействии с Муниципальным координатором:
5.1. обеспечить реализацию положений Программы в полном объеме;
5.2. организовать и обеспечить на территории Пограничного муниципального округа единство подходов к объективности проведения в образовательных организациях оценочных процедур и оценивания их результатов;
5.3. принять меры к актуализации (при необходимости) ранее принятых организационных документов (в т.ч. локальных нормативных актов) по порядку проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, олимпиад школьников.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник отдела образования Н.Г. Панкова

 

Приложение №1
к приказу отдела образования
Администрации Пограничного
муниципального округа
от 28.08.2020 № 52/1

Программа
повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях Пограничного муниципального округа (далее – Программа)

Общие положения

Оценка качества образования - это система процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственно оценку (получение данных о состоянии системы образования), но и управление качеством (реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования).
Оценка (или отметка) - характеристика результатов учебной деятельности по критериям их соответствия установленным требованиям. Применительно к учебному процессу оценка (или отметка) - определение степени успешности в освоении знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой. Оценки (отметки) подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов.
Оценивание является неотъемлемой, одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Определить прогресс развития обучающегося возможно только на основании оценки результатов обучения. К сожалению, зачастую в школах оценивание проводится без должного внимания к обеспечению объективности оценки и анализу получаемых результатов.
Отсутствие системы объективного наблюдения за образовательными результатами не позволяет своевременно корректировать образовательный процесс, что приводит к ухудшению образовательных результатов.
Функциональная составляющая объективности оценки качества образования характеризуется:
- инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы региона, муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования;
- вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития оценки качества образования в образовательной организации (далее - ОО).
Проблема объективной оценки носит ментальный характер и неразрывно связана с той управленческой практикой, которая распространена в системе образования Пограничного муниципального округа.

Цели, задачи и принципы Программы

Цели:
- повышение эффективности системы образования Пограничного муниципального округа путем формирования устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов;
- совершенствование управления качеством образования, предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в ОО, а также выявление с помощью системы критериев и показателей зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами.
Задачи:
- формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур;
- выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению целей, определенных программой повышения объективности оценки образовательных результатов;
- создание условий для формирования в ОО системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов;
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО;
- определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;
- содействие принятию обоснованных управленческих решений;
- оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса;
- выделение ресурсов;
- обучение кадров.
Принципы, положенные в основу функционирования Программы:
- целостность;
- иерархичность;
- объективность;
- достоверность;
- полнота и системность;
- оперативность (своевременность);
- открытость, прозрачность, гласность;
- активного взаимодействия с внешней средой;
- непрерывности развития и интеграции в общероссийскую систему
оценки.

Основные мероприятия Программы

- организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур (далее – ОП) с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа;
- организация повышения квалификации учителей, в т.ч. по вопросам школьного оценивания;
- формирование программ оценочных процедур совместно с ОО с целью повышения заинтересованности ОО в использовании результатов региональных и федеральных оценочных процедур;
- формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ помощи перед практикой наказаний;
- разъяснительная работа с руководителями образовательных организаций Пограничного муниципального округа;
- организация наблюдения при проведении оценочных процедур.
Меры административного воздействия отдела образования к руководителям ОО, показывающим низкий уровень объективности ОП, применяются исключительно в случае отсутствия положительной динамики в течение 2-х лет.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение уровня объективности оценки образовательных результатов.

Индикаторы и показатели реализации

 

№ п/п

Показатель

Способ оценки

1.       

Индекс неподтверждения   медалистов

По данным ФИС ГИА и

приема 

2.       

Индексы необъективности ВПР и ОГЭ

По данным ФИС ГИА и

приема 

3.       

Индексы необъективности иных ОП

По данным региональной

аналитической системы

4.       

Наличие системы общественного

наблюдения при проведении ОП

Экспертиза документации

(в т.ч. протоколов

общественного наблюдения)

Риски реализации

Преобладание административных методов обеспечения объективности оценки образовательных результатов над методами, связанными с формированием менталитета «честной оценки» и развитием практики помощи и поддержки ОО с низкими результатами, может привести к обратному эффекту – усилению тенденций на закрытость и развитие латентных форм искажения результатов со стороны ОО.

Меры, направленные на повышение объективности оценки образовательных результатов

Для повышения объективности оценки образовательных результатов отделом образования Администрации Пограничного муниципального округа (далее - отделом образования) должны быть организованы комплексные мероприятия по трем направлениям:

1.Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО.

2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.

3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Ответственным должностным лицом по реализации положений Программы на территории Пограничного муниципального округа, формированию и реализации муниципального плана мероприятий («дорожной карты») по повышению объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников (далее - Муниципальный план) является заместитель начальника отдела образования, муниципальным координатором – заведующий учебно-методическим отделом.
Муниципальный план формируется на каждый учебный год с учетом результатов проведенных мониторингов и достигнутых результатов по итогам предыдущего учебного года.
Включаемые в Муниципальный план мероприятия формируются с учетом контекстных данных ОО, а также причин и условий необъективности оценки образовательных результатов, подлежащих устранению.
Муниципальный план формируется в случае:
- отнесения хотя бы одной ОО муниципального образования к «низкому» или «среднему» уровню объективности оценки образовательных результатов,
- выявления на территории Пограничного муниципального округа ОО с признаками необъективности результатов оценочной процедуры.
Муниципальный план является основой для планирования внутришкольных мероприятий по повышению объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников (устранению причин необъективной оценки образовательных результатов).

1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО

Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.

1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:
- использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;
- применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
- привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах процедуры;
- устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
Условие отсутствия конфликта интересов означает, в т.ч., необходимость соблюдения следующих требований:
- в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся классов, принимающих участие в оценочной процедуре;
- учитель, ведущий данный предмет и преподающий в данном классе, не должен быть организатором работы и участвовать в проверке работ;
- родитель (близкий родственник), являющийся работником данной ОО, не должен быть организатором оценочной процедуры и участвовать в проверке работ;
- проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию;
- привлечение к проверке работ специально созданных межшкольных предметных комиссий, муниципальных предметных комиссий.
Ответственными должностными лицами за обеспечение объективности образовательных результатов в образовательной организации являются:
- заместитель начальника отдела образования,
- муниципальный координатор проведения оценочной процедуры,
- руководители ОО.

2. Организация контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры.
Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:
- привлечения независимых общественных наблюдателей;
- выезда в пункты проведения представителей отдела образования и Министерства;
- организации видеонаблюдения.

2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО

Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием:
- оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО из данного региона;
- оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО, участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО;
- сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных;
- сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ЕГЭ с учетом контекстных данных.
Контрольная выборка включает те ОО, в которых обеспечено присутствие независимых наблюдателей на всех стадиях проведения (не менее 100 %), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, всероссийского и регионального уровней. При использовании статистических методов выявления ОО с необъективными результатами может быть применен кластерный подход.
Признаком необъективности текущего оценивания образовательных результатов в ОО может также служить, например, наличие выпускников ОО, получивших медали, и имеющих низкие результаты ЕГЭ.
Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры осуществляется в ходе мониторинга показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (далее -– Мониторинг).
Показатели для Мониторинга разрабатываются Региональным координатором и утверждаются приказом министерства образования Приморского края (далее – Министерство).
Оператором проведения Мониторинга показателей системы объективности процедур федерального и регионального уровня является ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» (далее – Оператор).
Периодичность проведения Мониторинга на определенный учебный год устанавливается приказом Министерства.
Результаты мониторинга (аналитические справки, отчеты) размещаются на официальном интернет-сайте Оператора и доводятся соответствующими сопроводительными документами до следующих заинтересованных лиц:
- Регионального координатора,
- отдела образования,
- ОО с необъективными результатами оценочной процедуры.
Ответственным должностным лицом за организацию профилактической работы с ОО с необъективными результатами оценочной процедуры и ее эффективность является заместитель начальника отдела образования.
Необходимые меры профилактического характера по работе с ОО с необъективными результатами оценочной процедуры и ОО с «низким» уровнем объективности оценки образовательных результатов разрабатываются отделом образования с учетом контекстных данных и отражаются в Муниципальном плане.
В преамбуле Муниципального плана отражаются контекстные данные ОО, а также выявленные причины и условия, способствующие необъективности оценки образовательных результатов, подлежащие устранению.
Проекты Муниципальных планов и отчетов об их исполнении (в т.ч. периодические) предоставляются Региональному координатору в установленные им сроки и подлежат последующему согласованию:
- с Региональным координатором,
- с отделом общего образования Министерства.
При наличии замечаний вышеуказанные документы подлежат возврату, доработке и повторному предоставлению.
ОО с необъективными результатами оценочной процедуры, ОО с «низким» уровнем объективности оценки образовательных результатов включаются Региональным координатором в планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и их должностных лиц на следующий календарный год.
В отношении таких ОО проводится комплексная проверка (одновременно по трем видам контроля (надзора) – федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования, лицензионный контроль).
В случае повторного включения на протяжении 2-ух лет этой же ОО в список ОО с необъективными результатами оценочной процедуры принимаются меры административного и дисциплинарного реагирования, в т.ч. решения о перестановке кадров.
Организация и проведение мониторингов объективности оценочных процедур муниципального уровня осуществляются отделом образования. При этом используются единые показатели объективности (необъективности), разработанные Региональным координатором.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в конкретной ОО выполняются следующие действия:
- осуществление перепроверки результатов;
- в случае подтверждения недостоверности результатов выработывается комплекс мер в отношении данной ОО.

3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов

Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов применяются следующие меры:
- реализация в приоритетном порядке программ помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.;
- применение мер административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;
- использование для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками, только по желанию педагога;
- повышение заинтересованности ОО в использовании объективных результатов оценочных процедур;
- проведение разъяснительной работы с руководителями ОО, обучающимися и родительской общественностью по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся занимает одно из решающих мест в решении проблем каждой ОО. Желательно получить в лице родителей (законных представителей) единомышленников, понимающих стоящие перед ОО задачи, и соратников, готовых решать эти задачи вместе с администрацией и педагогическим коллективом. Участие родителей (законных представителей) может в значительной степени ускорить проводимые процессы модернизации и перестройки работы конкретной школы, направленные на преодоление низких (или необъективных) образовательных результатов.
Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции «по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».
Элементами такой системы в ОО являются, в том числе:
- положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;
- система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает администрация ОО;
- принятые в ОО прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;
- непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;
- проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
Ответственными должностными лицами за формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов являются:
- заместитель начальника отдела образования,
- руководитель ОО.

 

Attachments:
Download this file (Приказ ОО № 52-1 от 28.08.2020.zip)Текст приказа[Файл для скачивания]79 kB