Отчет о деятельности финансового управления Администрации Пограничного муниципального округа за 2022 год.

В соответствии с Положением о финансовом управлении Администрации Пограничного муниципального округа, утвержденным постановлением Администрации Пограничного муниципального округа от 10.09.2020 № 22, финансовое управление является функциональным органом Администрации Пограничного муниципального округа, основными задачами деятельности которого является: организация бюджетного процесса в Пограничном муниципальном округе, составление проекта бюджета, организация исполнения бюджета, составление отчетности об исполнении бюджета, финансовый контроль за исполнением бюджета Пограничного муниципального округа.
В 2022 году бюджетная политика, реализуемая на территории Пограничного муниципального округа, была направлена на реализацию задач по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации, реализацию национальных проектов.
При исполнении бюджета Пограничного муниципального округа Администрация руководствовалась следующими приоритетами:
обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы Пограничного муниципального округа;
выполнение принятых бюджетных обязательств;
повышение уровня и качества жизни населения Пограничного муниципального округа;
создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
соблюдение безопасного уровня дефицита бюджета;
расширение практики общественного участия населения в процедуре обсуждения проекта бюджета и отчета об его исполнении;
ограничение роста расходов бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками.
Сбалансированная политика Администрации позволила не только сохранить объем собственных доходов бюджета Пограничного муниципального округа, но и обеспечить их рост.

млн.руб.
Наименование показателя План на 2022 год Исполнено за 2022 год % исполнения 
Доходы – всего, в том числе 937,3 1030,2 109,9
Налоговые и неналоговые доходы 387,7 449,2 115,9
Безвозмездные поступления 549,6 581,0 105,7
Расходы 1050,0 974,9 92,8
Дефицит (-), профицит (+) -80,4 +55,3
Источники покрытия дефицита 80,4
       - кредиты
       - остатки на начало года 80,4

Доходная часть бюджета по сравнению с 2021 годом:
млн.руб.
Виды доходов 2021г. 2022г. 2022г. в %  к 2021г.
Налоговые 331,4 416,0 125,5
Неналоговые 24,3 33,2 136,6
Итого собственные 355,7 449,2 126,3
Безвозмездные перечисления 499,4 581,0 116,3
ВСЕГО 855,1 1030,2 120,5

Увеличение собственных доходов на 93,5 млн.руб. (26,3 %) к уровню прошлого года обеспечено увеличением в 2022 году поступлений разовых платежей и увеличение платежей за счет роста физических показателей деятельности организаций.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращения недоимки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет Пограничного муниципального района администрацией в 2022 году проводилась большая работа по поиску внутренних резервов.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Администрации действует План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2018 по 2024 годы, предусматривающий:
обеспечение роста поступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;
снижение недоимки по местным налогам, оптимизация расходов, в том числе за счет снижения неэффективных затрат;
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
В рамках реализации Плана:
проводился ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений, что позволило своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в местный бюджет;
ежеквартально проводились заседания Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике при главе Пограничного муниципального округа.
Межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике за 2022 год провела 4 заседания, на которых заслушаны 18 налогоплательщиков, в том числе 3 юридических лица, 5 индивидуальных предпринимателей, 10 физических лиц. До заседания комиссии погасил задолженность по налоговым платежам 31 налогоплательщик.
На заседаниях комиссии рассматривались вопросы погашения предприятиями задолженности в бюджет по налогам и сборам.
В результате работы комиссии за 2022 год предприятиями погашена задолженность во все уровни бюджетов в сумме 3161,1 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 43 налогоплательщикам по вопросу задолженности по налогам со специальным налоговым режимом. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 480,1 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 46 налогоплательщикам по вопросу задолженности по земельному налогу, на заседаниях комиссии заслушаны 6 налогоплательщиков. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 54,8 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 16 налогоплательщикам по вопросу задолженности по налогу на доходы физических лиц, в результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 64,1 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 37 налогоплательщикам по вопросу задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На заседаниях комиссии заслушаны 2 налогоплательщика. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 1866,3 тыс. руб.
В целях повышения эффективности администрирования неналоговых доходов организована адресная работа с арендаторами, имеющими задолженность по арендной плате за земельные участки; проводилась оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам. Также, в 2022 году проведена работа по инвентаризации задолженности по арендной плате за земельные участки и имущество в результате которой было списано 764 тыс. руб.
В 2022 году финансовым управлением помимо решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и внесение изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период были подготовлены и направлены в Думу Пограничного муниципального округа проекты МПА:
- внесение изменений в муниципальный правовой акт «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пограничном муниципальном округе», принятого муниципальным правовым актом № 13-МПА от 29.05.2020 года.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом от 1 июля 2021 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", начиная с составления бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов перечень главных администраторов доходов местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
- внесение изменений в муниципальные правовые акты Пограничного муниципального округа:
* «Об утверждении Положения о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Пограничного муниципального округа»;
*«Об утверждении Положения о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Пограничного муниципального округа»;
*«Об утверждении Положения о размерах и условиях оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям органов местного самоуправления Пограничного муниципального округа Приморского края».
- внесение изменений в муниципальный правовой акт «О налоге на имущество физических лиц на территории Пограничного муниципального округа», принятый муниципальным правовым актом 01.11.2019 № 41-МПА.
Увеличена ставка налога с 0,3 до 0,6 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также в отношении объектов налогообложения кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
В целях оптимизации льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в 2022 году проведена оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам. По результатам оценки эффективности налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц признаны эффективными;
Ключевой задачей бюджетной политики Администрации в расходной части бюджета являлось безусловное исполнение требований и ограничений бюджетного законодательства, исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников. Этот подход позволил предотвратить риски, связанные с принятием дополнительных не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств, возникновением кредиторской задолженности бюджета и муниципального долга.
Исполнение бюджета Пограничного муниципального округа по расходам за 2022 год в сравнении с 2021 характеризуется следующими показателями:
млн.руб.
2021 2022 % к 2021 году
Исполнено Доля в общем объеме расходов (%) Исполнено Доля в общем объеме расходов (%)
Образование 375,1 45,4 424,2 43,5 113,1
Культура 54,4 6,6 96,1 9,9 в 1,8 раза
Физическая культура и спорт 1,0 0,1 12,3 1,3 в 12,3 раза
Социальная политика 40,2 4,9 42,1 4,3 104,7
Национальная экономика, ЖКХ, Дорожное хозяйство 229,3 27,8 260,2 26,7 113,5
Прочие расходы 125,4 15,2 140,0 14,3 111,6
ИТОГО расходов 825,4 100,0 974,9 100,0 118,1

Основу расходной части бюджета составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу, а именно 59 процентов или 574,7 млн.руб. бюджета. Помимо этого, значимыми направлениями расходования средств бюджета Пограничного муниципального округа за отчетный период являются жилищно-коммунальное хозяйство и дорожная деятельность (26,7 процентов от общей суммы расходов).
Объем расходов бюджета по сравнению с 2021 годом увеличен на 18,1% или на 149,5 млн. руб. Основными причинами роста послужило поступление межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Бюджетные ассигнования в приоритетном порядке направлялись на решение таких вопросов, как безусловное выполнение всех социальных обязательств, своевременную выплату заработной платы, увеличение оплаты труда отдельным категориям работников, с учетом установленных отраслевыми «дорожными» картами показателей, иных публичных нормативных обязательств, оплату расходов на коммунальные услуги, по содержанию муниципального имущества, выполнение целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
Для обеспечения сбалансированности бюджета Пограничного муниципального округа проводилась работа по выполнению Плана мероприятий по оптимизации расходов, за счет имеющихся резервов. Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В части реализации плана мероприятий, направленных на оптимизацию расходов, наибольший эффект получен за счет внедрения практики использования экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур. Такая экономия является одним из источников обеспечения новых (увеличения действующих) расходных обязательств.
В 2022 году муниципальными заказчиками Пограничного муниципального округа размещено и проведено 270 электронных аукционов. По итогам проведения торгов заключено 360 контрактов на сумму 151,6 млн.руб. Экономия средств от конкурентных способов закупки составила 13,0 млн. руб. и была направлена на увеличение объема выполняемых мероприятий и покрытие дефицита бюджета Пограничного муниципального округа.
Также заключено 3015 контрактов, договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму 237,2 млн.руб.
В целях соблюдения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ, в течение года осуществлялся контроль за соблюдением нормативов расходов на содержания органов местного самоуправления, установленным администрацией Приморского края. В 2022 году расходы на содержание органов местного самоуправления составили 14,67 % от общего объема доходов бюджета округа при установленном нормативе 26,58%.
В целях повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов бюджет Пограничного муниципального округа формировался по программно - целевому принципу. Муниципальными программами охвачены все сферы деятельности Администрации Пограничного муниципального округа: образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и иные сферы.
Расходы бюджета Пограничного муниципального округа за 2021 год на реализацию 20-ти муниципальных программ составили 743,7 млн. руб. Доля программных расходов, т.е. расходов, непосредственно увязанных с целями и результатами деятельности органов местного самоуправления, составила 76,3% от общего объема расходов.
В 2022 году Администрация Пограничного муниципального округа участвовала в реализации 6 федеральных проектов в составе 4-х национальных проектов.
На условиях софинансирования из трех бюджетов были предусмотрены ассигнования на реализацию таких нацпроектов, как «Жилье и городская среда», «Образование», «Культура», «Демография» в сумме 82,4 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 72,0 млн. руб., краевого бюджета – 10,2 млн.руб., местного бюджета – 0,2 млн. руб., в том числе:
а) национальный проект «Жилье и городская среда»:
- федеральный проект «Чистая вода» объем финансирования 51,1млн.руб.: строительство объектов питьевого водоснабжения, произведен II этап реконструкции станции обезжелезивания в пгт.Пограничный;
- федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» объем финансирования 7,0 млн. руб.: благоустроено общественное пространство «Центральная площадь пгт.Пограничный»;
б) национальный проект «Образование»:
- федеральный проект «Успех каждого ребенка» объем финансирования 2,2 млн. руб.: произведен капитальный ремонт спортивного зала в МБОУ «Барано-Оренбургская СОШ ПМО»;
- федеральный проект «Современная школа» объем финансирования составил 0,75 млн.руб.: оказана социальная поддержка педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций в соответствии с Законом Приморского края «О предоставлении мер социальной поддержки педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края» в виде единовременной выплаты молодому педагогу (300,0 тыс.руб.), ежемесячных выплат 4-м молодым педагогам (10,0 тыс.руб.) и 2-м наставникам (5,0 тыс.руб.);
в) национальный проект «Культура», федеральный проект «Культурная среда» объем финансирования 19,0 млн. руб. направлен на авансирование работ в целях строительства Сельского дома культуры в с.Сергеевка;
г) национальный проект «Демография», федеральный проект «Спорт-норма жизни»:
- в целях развития спортивной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности освоено 2,1 млн.руб. – приобретено и установлено спортивно-технологическое оборудование на спортивной площадке для экстремальных видов спорта по ул.Гагарина,6, а также установлено видеонаблюдение и освещение по периметру вышеуказанной площадки;
- в целях развития массового спорта приобретен спортивный инвентарь (50 комплектов коньков, 30 комплектов палок для скандинавской ходьбы) на общую сумму 0,23 млн.руб.
Все вышеперечисленные национальные проекты предусматривают бюджетные средства в рамках реализации мероприятий муниципальных программ.
Помимо этого, Администрация муниципального округа участвовала в реализации 6-ти государственных программах Приморского края. Всего привлечено в 2022 году средств субсидий из краевого бюджета на условиях софинансирования по решению вопросов местного значения на сумму 38,1 млн. руб., доля средств местного бюджета составила 1,0 млн.руб.
Также, в 2022 году ТОС «Гарнизон с.Сергеевка» Пограничного муниципального округа приняла участие в краевом конкурсе проектов инициируемых жителями муниципальных образований Приморского края, по решению вопросов местного значения. В результате получен грант из краевого бюджета в сумме 10,0 млн.руб. на обустройство территории в границах ТОС, а именно, детская площадка, спортивная площадка для занятий активными видами спорта установлены уличные тренажеры.
В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пограничного муниципального округа от 07.10.2022 № 9, в связи с нарушением жизнедеятельности жильцов многоквартирных домов военного городка № 71 в с.Сергеевка, на основании распоряжения Правительства Приморского края из резервного фонда Правительства Приморского края Пограничному муниципальному округу выделены денежные средства на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства, израсходовано 65,4 млн.руб. на аварийно-восстановительные работы по системе отопления, канализации, холодного водоснабжения в 12-ти многоквартирных домах (ДОСы 280,281,333,334,345,376,378,387,388,406,425,429) с.Сергеевка; выполнены аварийно-восстановительные работы по стоякам системы отопления в 12-ти многоквартирных домах (ДОСы 280, 281, 333, 334, 345, 376, 378, 387, 388, 406, 425, 429) с.Сергеевка.
Работа по привлечению средств из вышестоящих бюджетов в 2023 году будет продолжена. Заявки направлены Администрацией Пограничного муниципального округа в Министерства Приморского края строго в установленные сроки.
В 2022 году было обеспечено выполнение майский указов Президента в части достижения целевых значений заработной платы отдельных категорий работников, в том числе:
- педагогические работники общеобразовательных учреждений 58 992,53 руб. при прогнозном расчете – 50 999,00 руб.;
- педагогические работники дошкольных образовательных учреждений
53 674,64 руб. при прогнозном расчете – 49 130,80 руб.;
- педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 50 968,92 руб. при прогнозном расчете – 50 999,00 руб.;
- работники сферы культуры в Пограничном муниципальном округе
48 010,56 руб. при прогнозном расчете – 50 999,00;
В целях эффективности бюджетных расходов сохраняется актуальность направления бюджетной политики, как повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых органом внутреннего муниципального финансового контроля и главными администраторами бюджетных средств.
В рамках исполнения полномочий по контролю финансовым управлением Администрации Пограничного муниципального округа в 2022 году проведено 44 контрольных мероприятия в финансово-бюджетной сфере. Согласно утвержденного плана контрольных мероприятий на 2022 год проведено 38 плановых, 6 – внеплановых проверок. Проверками охвачены такие темы контрольных мероприятий как:
- организация планирования муниципального задания учреждения на 2022 год – 16 учреждений;
- полнота и достоверность отчетности о реализации муниципальных программ за 2021 год – 17 муниципальных программ;
- полнота и достоверность отчетности об исполнении муниципального задания учреждения за 2021 год - 16 муниципальных учреждений;
- финансово-хозяйственная деятельность за 2019, 2020, 2021 годы – 3 муниципальных учреждения (ревизия выездная);
- проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения муниципальных нужд за 2021 год – 3 муниципальных учреждения (ревизия выездная);
Также, в 2022 году ревизором проводились внеплановые контрольные мероприятия в рамках осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в подведомственных организациях.
В 2022 году ревизором финансового управления Администрации Пограничного муниципального округа выявлено 62 нарушения по результатам контрольных мероприятий. В рамках реализации результатов контрольных мероприятий руководителям объектов контроля направлено 28 представлений, содержащих требования по устранению выявленных нарушений и недостатков, указанных в актах для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшей работе, с предложениями и конкретными сроками принятия мер по устранению данных нарушений и недостатков.
В целях совершенствования финансового контроля продолжено исполнение задач по реализации мероприятий по внедрению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». На постоянной основе осуществлялся контроль за размещением муниципальными учреждениями информации (официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru) в сети Интернет.
В 2022 году на постоянной основе проводилась работа по размещению на едином портале интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» информации, касающейся бюджетного процесса, в соответствии с Порядком, установленным приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 243Н.
В целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете и бюджетном процессе в Пограничном муниципальном округе в 2022 году применялся механизм обеспечения публичности и доступности бюджетной политики посредством Интернет портала «Бюджет для граждан», где размещалась информация о бюджетном процессе, сведения о распределении финансовых ресурсов из бюджета в доступной для граждан форме. На официальном сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа размещалась ежемесячная информация об исполнении бюджета.
Проведены публичные слушания по вопросам исполнения бюджета за 2021 год, и формирования бюджета муниципального округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
В 2022 году продолжена работа по участию муниципального округа в краевом конкурсе по реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект». Было подано 6 заявок, победителями в конкурсном отборе проектов инициативного бюджетирования признаны два объекта:
- благоустройство общественной территории в пгт.Пограничный по ул.Кирова (Парк отдыха). Стоимость проекта составила 2,32 млн. руб.;
- обустройство наружного освещения и пешеходного тротуара по ул. Лазо пгт.Пограничный. Стоимость проекта 2,58 млн. руб.
Из средств краевого бюджета освоено 4,85 млн.руб., на условиях софинансирования из местного бюджета выделено 0,05 млн.руб.
В ноябре 2022 года открытым голосованием гражданами отобрано 2 инициативных проекта, которые будут реализованы в 2023 году.
Проводимая работа Администрации Пограничного муниципального округа по пополнению доходной части бюджета и эффективному управлению бюджетными средствами позволила обеспечить выполнение принятых бюджетных обязательств, эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего отчетного периода и не привлекать заимствования коммерческих банков.
В результате этого в Пограничном муниципальном округе отсутствует муниципальный долг и просроченная кредиторская задолженность бюджета, что говорит о взвешенном подходе к формированию и исполнению бюджета и ответственной финансовой политике.
По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах Приморского края за 2021 год Пограничному муниципальному округу присвоена II степень качества управления бюджетным процессом.
Бюджетная политика Пограничного муниципального округа на последующие годы сохранит преемственность реализуемых мер, будет направлена на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для обеспечения сбалансированности бюджета.
В следующем году планируем продолжать принимать участие как в федеральных, так и в региональных государственных программах в целях создания условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального округа и будем определять их с учетом мнения самих граждан по таким направлениям как благоустройство городской среды, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий. Так же будет продолжена поддержка развития инициативного бюджетирования через участие граждан в конкурсах, проводимых на региональном уровне, для реализации инициативных проектов.

 

Начальник финансового управления И.Б.Петрова